О жизни малыша и семьи сразу после родов и в первые дни

Коми-пермяки бедностьВ старину у коми-пермяков после родов малыша, как и у большинства других народов, мыли. Если это была девочка, то мыли в корыте для проращивания ржи на солод. Если это был мальчик, то в корыте для стирки белья. Это делалось из суеверия, что будучи вымытой в лучшем, более чистом корыте, девочка вырастет полненькой, красивой, а мальчик, побывав в «грязном» корыте, не будет плаксой и наоборот будет расти мужиком с крепким характером.

При мытье малыша в корыто бросали травы, помогающие ребенку быстрее расти, быть здоровым и сильным. Воду сливали под деревья: ту, в которой купали девочку, — под лиственные, ту, в которой купали мальчика, — под хвойные.

Если роды прошли благополучно, то бабку-повитуху нужно было отблагодарить. Если она принимала мальчика, то ей дарили «запон» или «гоз сос» — отрезы холста на передничек или «пару рукавов», а при угощении подавали самогон. Если бабка принимала девочку, ей дарили пестрядинный (от слова пестрядь, — грубая ткань из разноцветных ниток) «гоз сос» и угощали медом, пряниками, конфетами.

После того, как новорожденному исполняется 3-4 недели, устраивается «каша» — особый семейный обряд «празднования» рождения. К нему больше готовились бабушки-дедушки и прочая родня, нежели сами родители. Если в наши дни «каша» сводится к обычному застолью и одариванию малыша, то раньше все было по-другому.

Во-первых, нужно было обязательно собрать обратно печь, если она была разобрана при родах (см. предыдущие посты рубрики).

Саму кашу варили из... репы! До появления в России зерновых и картофеля именно репа была царицей стола, поэтому традиционно варили из нее.

Перед «кашей» обязательно мыли руки: роженица поливала воду из ковша на руки повитухе, потом вытирала их новым полотенцем или отрезом холста и дарила его повитухе же. Вода для мытья при этом подавалась из емкости, где плавала можжевеловая веточка. Считалось, что можжевельник оберегает от колдовства и болезней.

Если мылыш в первые месяцы своей жизни становился слишком капризным, прожорливым или наоборот ничего не ел, был болезненным, вялым, то обязательно его показывали бабке-знахарке, чтобы та определила, в чем дело. Она уж выносила вердикт: это сглаз, это «зу» («кочерга») и ее нужно вывести, это «подменыш» — детеныш «чуда» т.д.

Методы лечения таких напастей:
«Кочерга» (или щетинка) — жесткие волосики на спине новорожденного — их выводят в бане. В Гайнской стороне «кочергу» выводили, растирая спинку ребенка в бане двумя пальцами мучной кашицей. В Кочевской стороне спинку мазали хмельным мелом (закваской) с добавлением щепотки муки, при этом делается легкий массаж. Массируя, приговаривали: «Кочергу выгнали, кочергу выкинули, кагочку (ребеночка) успокоили». «Кочерга» — щетина могла уйти после двух-трех таких сеансов.

Если ребенка, как говорила знахарка, украл чуд, то вернуть его — задача посложней.

В Юсьвинской стороне, говорят, «подменного» ребенка уводили в баню, клали на пол, накрывали корытом для стирки белья, потом брали острый топор и начинали постукивать по дну корыта, угрожая чуду: «Черный чуд, банный чуд! Я буду рубить и сечь топором! Ты убирайся из-под корыта и положи туда нашего ребенка. Если не уйдешь, тебе ногу отрублю, руку отрублю, голову отсеку!». Потом тюкали по корыту топором, будто мясо на пельмени рубят, и доставали из-под корыта ребенка. Обряд повторялся до тех пор, пока ребенок не поправится.

Ссылки по теме: