Народная медицина

Святой ключ ПроняВ процессе постоянного контакта и наблюдений над окружающей природой, впоследствии — отдельно над домашними животными, а также в повседневной деятельности по освоению природы, коми-пермяки выделяют из минерального, растительного и животного мира ряд камней (минеров), трав, комплексных средств, компонентов, продуктов, которые обладали целебными лекарственными свойствами. В дальнейшем они начинают их применять в народно-лечебной практике и используют вплоть до нашего времени для лечения, профилактики и предотвращения заболеваний различного характера.

Несомненно, при возникновении какой-нибудь болезни коми-пермяку было важно узнать ее причину. Целый ряд заболеваний он легко объяснял видимой естественной причиной: от удара появился перелом или рана, от простуды заболело горло, от вредной пищи заболел живот. Многие болезни из так называемых видимых причин коми-пермяки успешно лечили народно-лекарственными природными средствами: травами, продуктами животного происхождения, солью, водой и другими компонентами.

Однако, появление многих других болезней, а особенно нервных, психических и инфекционных, объяснить видимой причиной коми-пермякам было трудно, поскольку в рассматриваемый период считалось, что весь окружающий мир полон добрыми и злыми духами, причиной болезни, соответственно, считали влияние или даже вселение в человека злого духа, например, икоты (шевы). Способ лечения в этом случае заключался чаще в задабривании, своеобразном умилостивлении духов, иногда — в устрашении (в случае с икотой). Выполнял эту функцию, как и у других народов, человек, имевший контакт с духами, — знахарь — вежливец (тöдicь), знавший то, что недоступно простым коми-пермякам, колдун (тун). Это, по всей видимости, кам или волхв.

Воздействовать на духов можно было заклинаниями, заговорами (корткыввез) и определенными жертвоприношениями. Итак, в исследуемый период происхождение болезней коми-пермяки связывали, в первую очередь, с наказанием, насылаемой карой, которая называлась мыж (мыжьявны. мыжйыны). Болезни, как наказание, кара насылались, по мнению коми-пермяков, со стороны святых из церквей и часовен, умерших родственников и старого (важ) чудского народа. Исследователи края Хлопов, Янович, Рогов, Смирнов, отмечали, что мыжа, по существовавшему в это время мнению коми-пермяков, являлась божьей карой за различные грехи или за непочитание святых и богов.

Кроме святых и богов, как было уже отмечено, могли коми-пермяка наказывать и умершие родственники. Исследователи региона по этому поводу констатировали, что за то, что коми-пермяк не поминает своих умерших родственников, они (покойники) напоминают о себе синяками, щипками и насылают ему болезни спины, рук, ног, глаз. Иногда, как было уже отмечено, насылал болезни и старый народ (важ отир) — так называемая чудь. Народ, «...живший раньше в Верхнем Прикамье, за их не поминание насылал также болезни глаз, спины, рук, ног, мог испортить домашний скот».

Итак, коми-пермяки считали, что одной из главных причин их болезней и недугов домашней скотины является то, «...что Бог или «боги», святые, изображенные на иконах из часовен и церквей, нуждаются в кровавых жертвах и добиваются их от человека, посылая болезни на пермяков и их скот».

Для того, чтобы коми-пермяку выздороветь, а так же вылечить и свою домашнюю скотину, ему необходимо было приносить определенное жертвоприношение. «...Чтобы выздороветь, пермяк колол коров и мелкую скотину. Так, в Петров день, а также в последнее воскресенье перед Покровом Пресвятой Богородицы (1 октября — ст. стиль) на Марию-Голиндуху пермяки приносили к местным часовням бараньи ноги (баля коккез, баран коккез), а также куриц (курöггез) и другую птицу «курöг енло» (куриному или птичьему) богу. На праздник Фрола и Лавра (18 августа) «пода енлö» (скотьему богу) пермяки приносили в жертву быков (пороззэз), баранов (бараннэз) и других животных. Особенно развит этот обычай был в д. Коча Чердынского уезда», — писал по этому поводу священник, исследователь края В. Я. Струминский .

Лечение болезней

Наиболее распространенными средствами были зафиксированы — ключевая вода (öшымöс ва), речной песок (лыа), зола (поим), соль (сов), глина (сей), квасцы, сгустки нефти (му сир), болемниты (куль-чунь), сажа (са), моча (кущ), деготь (кыдзви), керосин и другие. У коми-пермяков в большом почете для лечения различных заболеваний была ключевая вода (öшымöс ва). Многие ключи считались святыми. Эти ключи описывали некоторые священники, служившие в рассматриваемый период в церквях Коми-Пермяцкого края. Так, в д. Доеге Тиминской волости целебной считалась вода от Синей речки (Лоз юок). Воду пили при желудочных болях, лечили печень. Вода из этой речки использовалась также при лечении кожных заболеваний, нарывах, порезах, ушибах, растяжениях мышц. Аналогичные сведения имеются об использовании воды из других речек края.

Популярным средством в народной гигиене и медицине была вода, настоянная на золе (кунва). Повсюду она использовалась в качестве заменителя мыла для стирки белья, мытья головы, а также как домашнее средство от перхоти. В щелоке принимали ванны больные чесоткой и другими кожными заболеваниями. Золой присыпали различные ранки. В дополнение к этой процедуре читался заговор (кöоткыв).

Соленая вода (сова ва) считалась хорошим болеутоляющим средством при сердечных приступах, головных болях. Соляные ванны принимались для лечения чесотки (гыжны) и других кожных заболеваний. Соль грели в печах (гор) и в мешочках клали на больные суставы, ушибы, синяки, поясницу. Таким же образом лечили и различные болезни позвоночника. Из характерных природных факторов в народной медицинской практике коми-пермяками широко использовалась вода некоторых источников и солнечное тепло. Детей, болевших рахитом, рекомендовали чаще выносить на солнце и речной песок. В теплые солнечные дни их выносили на берег Камы, Весляны, Косы, Иньвы, Колвы, Язь-вы и грели в речном песке (лыа). Аналогичное лечение рахита у детей практиковалось и у коми-зырян.

Сгустки нефти («каменное масло» — мусир), найденные по бассейнам рек Иньвы и Камы, применялись в лечебных целях в Майкоре, Пожве, Купросе. Пары вдыхались при бронхиальной астме, бронхитах, воспалении легких. Масло применялось также при кожных заболеваниях, лечении корост, нарывов. В определенной степени применяется оно для лечения и в наши дни. У коми-зырян отмечается также применение для лечения сгустков нефти в бассейне р. Ухты.

В лечебной практике народных врачевателей у пермяков применялась также собственная свежая моча (кудз). особо ценилась детская моча (пи кудз). Моча применялась в виде компрессов для лечения гнойничков, ушибов, вывихах, растяжений, при ломоте и болях в суставах. При порезах, ранах различного происхождения она была первым обеззараживающим средством. Мочой промывали гноящиеся глаза, мыли руки с воспаленной потрескавшейся кожей. Гайнские, косинские, язьвинские рыбаки и охотники заваривали мочой (нитщ) и делали компрессы при растяжении мышц, опухолях (коколлез) и ломоте суставов. Аналогичное применение мочи для излечения болезней спины и конечностей отмечалось и у коми-зырян. (Ильина, 1997, с. 52).

Целебные травы

В настоящее время в большинстве коми-пермяцких сел и деревень заготавливаются и хранятся разнообразные травы, корни и коренья на случай болезней в холодный уральский зимний период. А. Н. Ракин в своей работе «Краткий коми-русский, русско-ботанический словарь» проанализировал ботаническую терминологию коми с точки зрения лингвиста и выделил группу фотонимов, основным принципом номинации которых являются лекарственные свойства растений и применение их в народной практике.

Использовались лекарственные растения в повседневной народно-медицинской практике у коми-пермяцких знахарей в свежем и сушеном виде. Лекарственные растения применялись в народной медицине коми-пермяков в форме настоев и отваров. Большинство из них настаивались на самогоне (аскур). водке и вине. Наружно растения применялись в форме примочек, присыпок, в составе мазей, пластырей. В качестве ранозаживляющих и кровоостанавливающих средств часто использовались свежие растения или свежие соки растений.

Дозировка лекарственных трав, корней плодов при изготовлении этих лекарств была очень неопределенной. На основе долголетней практики коми-пермяцкие травники и травницы хорошо ориентировались в дозах. Единственное правило гласило: «Был мортлö — ассис кырым» (Каждому человеку свою норму, свою горсть). Это же правило было характерно и для коми-зырянских врачевателей (Ильина, 1997, с. 43). Настои и настойки приготовляли обычно не сильно крепкими. Их пили по ¼ стакана и столовой или чайной ложкой 2-3 раза в день.

Среди населения края было широко распространено лечение комплексными наборами трав — сборами или чаями, включающими от 2 до 23 видов растений, которые применялись также в виде настоев или отваров.

Лекарства животного происхождения

В арсенале лечебных средств животного происхождения значительное место в прошлом у коми-пермяков занимали продукты охоты и рыболовства. Нередко в снаряжении гайнских, косинских, язьвинских, охотников-промысловиков имелись пузырьки для сбора желчи (сöп), которая считалась эффективным лечебным и профилактическим средством. Для консервации ее настаивали на самогоне (аскур), водке или спирте и употребляли как настой. Помимо свежей желчи, использовали сухую желчь (кос-сöп), более удобную в транспортировке и пригодную к длительному хранению: при разделке туши убитого зверя извлекали желчный пузырь целиком, высушивали его и растирали в порошок, который затем добавляли в пищу или чай. Свежая медвежья, оленья, лосиная желчь, настойки из нее применялись в качестве растираний при ломоте в суставах и мышечных болях. Ее пили небольшими дозами при кашле, одышке, болях в желудке, коликах, сердечных приступах, желтухе. Аналогичное использование было характерно и для коми-зырян.

Следует дополнить — настой, приготовленный из высушенной желчи северного оленя, коми-зырянские охотники употребляли для излечения болезней крови. Щучью желчь (сир сöп) опытные охотники рекомендовали пить по одной капле в день в целях профилактики организма каждого человека.

При случае старые охотники пили кровь (вир) только что убитых животных, считая, что эта процедура благотворно влияет на самочувствие, взбадривает организм и придает новые силы. Полезной считалась она и при малокровии, скорбуте (цинге), заболеваниях почек. В начале XX века коми-пермяцкие и коми-зырянские крестьяне стали употреблять кровь только что зарезанных домашних животных, полагая, что так вылечиваются болезни органов кровообращения и почек.

Растопленный костный лосиный мозг (вем). отмечается у гайнских коми-пермяков, а коми-зырян — олений, закапывался и в уши при простуде, а также использовали его (мозг) в качестве растираний при лечении различного вида опухолей и заболеваний суставов. Им же смазывали глаза с помутневшей роговой оболочкой. Мозг лося (вöрмöс) в форме настоя применялся и как лечащее средство от головных болезней. При истощении, малокровии больного кормили киселем, сваренным из лосиных или оленьих рогов.

Сильно действующим и довольно распространенным лечебным средством являлись и применяются по настоящее время медвежий и барсучий жир (гос). При простудных заболеваниях растопленный жир пили с горячим молоком, закапывали в уши и в нос. Им тщательно растирали тело при ломоте, болях в суставах, пояснице, ушибах, а также при затвердении и опухолях желез внутренней секреции. Использовался он и в качестве смягчающего средства при обморожениях и особенно при ожогах. Ценился жир (гос) диких гусей (вор дзодзог), черной утки (сьöд утка), домашних гусей (горт дзодзог, дзодзоггез). которым залечивали ожоги, раны, различные кожные заболевания (чесотку и лишаи).

При лечении желтухи, золотухи, малокровия, куриной слепоты использовались печень (мус) животных и жир (гос), растопленный из внутренностей рыбы (чери). Желтуху пытались лечить и религиозномагическим методом с помощью только что выловленной щуки -больного заставляли смотреть на щучью спинку, полагая, что желтизна с лица больного перейдет на рыбу, затем рыбу выбрасывали. При куриной слепоте полезным считалось есть печень рыбы (чери мус), а также парить глаза над паром от жарящейся печени.

Свежая рыба в больших количествах ценилась как средство для укрепления организма. Северный засол (у коми-зырян — печерский) у гайнских, косинских и язьвинских рыбаков края применялся при лечении импотенции мужчин, общем ослаблении организма, истощении, предупреждения появления скорбута (цинги). Рыба солилась слегка, несколько дней оставлялась на солнце или находилась дома у печки, не распаривалась. Когда она приобретала кислый вкус, сильный запах, студенистый вид, тогда она была готова к применению. Для защиты от злых духов в домах хранили щучьи головы (сир юр) челюсти, на поясе носили медвежьи зубы (клыки), когти, лапу крысы и сороки (катша кок). По сообщению В. Демидова, если носить с собой волчий зуб (кбин пинь) и ноготь (гыж). то будет исправляться зрение.

В народной медицине коми-пермяков и коми-зырян широко применялись лечебные средства, приготовленные из лесных муравьев (кöдзыввез) для лечения простудных заболеваний, ревматизма, радикулитов и водянки (Янович, 1903, с. 151). С этой целью больные принимали муравьиные ванны: в бочке или чугуне заваривали кипятком принесенный из леса муравейник, иногда применяли его с пихтовыми ветками и соломой. В некоторых случаях коми-пермяки сами ноги и руки просто подвергали укусам этих насекомых. Из муравьев же, собранных в бутылку и настоянных в теплом месте на спирте (самогоне), приготовляли мазь для растирания суставов и поясницы. С такой же целью собирали «муравьиное масло» (му ви. кöдзыв ви) — тягучую жидкость желтоватого цвета, появляющуюся на муравейниках ранней весной, которая имела магическое свойство приносить удачу и излечивать болезни.

Для ускорения созревания всевозможных нарывов, вытяжки гноя к воспаленным местам привязывали высушенных ящериц и гусениц, прикладывали компрессы из распаренных беличьих, заячьих и других звериных шкурок. Для лечения простудных и дыхательных заболеваний укрывались шкурами диких и домашних животных. Считалось, что шкуры вытягивают боль и помогают лечению. При ноющих мышечных и суставных болях считалось эффективным носить носки и варежки из овечьей шерсти (балл вурун). у коми-зырян же высоко ценилась собачья шерсть (пон вурун).

С развитием животноводства в народную медицину коми-пермяков и коми-зырян вошли продукты, получаемые от домашних животных. Как было уже отмечено выше, большой эффект при лечении различных заболеваний имели желчный пузырь, жир, печень медведя, лося, оленя, рыбы и т. д. В исследуемый период коми (пермяки и зыряне) для лечения начинают применять аналогичным образом те же органы коровы, овцы, свиньи, домашней птицы.

Целебные свойства молока и молочных продуктов оценивались ими очень высоко, и широко использовались в практике народного врачевания. Так, к примеру, горячим молоком (дзирыт йöв) лечили простудные, дыхательные, печеночные болезни, различные воспаления и отравления. Парным молоком промывали воспаленные, гноящиеся глаза, пили его для общего укрепления организма. Коросты, ожоги и гнойнички смазывали сметаной и топленым маслом. В качестве слабительного пили кислое молоко (шбмйбв) и простоквашу. При помощи простокваши выводили веснушки, укрепляли волосы. Теплый свежий творог накладывался на чирьи, нарывы и лишаи. Высушенный яичный белок и толченую скорлупу пили при белях в глазах.

Коми-пермяки в рассматриваемый период широко использовали мед (ма), прополис (мош сир), а также самих пчел (мош) для профилактики и лечения различных болезней. Так, мед считался полезным для общего укрепления организма. Коми-пермяцкие знахари рекомендовали есть мёд или пить с разными травами (зверобой, мята, одуванчик и так далее) при различных простудных и дыхательных заболеваниях. Настоем из прополиса лечили желудочные и почечные боли. Следует дополнить, что многие коми-пермяки и коми-пермячки специально приходили на пасеки, чтоб их ужалила пчела. Укус пчелы, считалось повсеместно в крае, помогает лечить нервные болезни, укрепляет здоровье. В настоящее время пчелы и продукция пчеловодства широко используется коми-пермяками в народно-медицинской и современной лечебной практике.

Лечение в бане

Большую роль в жизни коми-пермяков играла баня, которая являлась непременным атрибутом, составной частью крестьянского быта. Рассмотрим некоторые аспекты использования бани в народной медицине края в исследуемое время.

В 1858 году Н. А. Рогов писал о значении бани: «...пермяки очень любят попариться: топят баню в страду по три раза, в прочее время по два раза в неделю. Оба пола парятся при весьма высокой температуре. В баню ходят сначала мужчины, потом женщины с детьми. Зимой и летом, в баню и обратно ходят в одной рубашке, чаще босые, редко в лаптях. Каждый имеет свой веник. После бани, уже в избе, все умываются, взрослые молятся Богу».

Оценка лечебно-профилактических свойств бани у пермяков была весьма высокой, что следует хотя бы из смысла поговорки: «Баня быдбс лечитас» (Баня все поправит). По своей сути использование бани в медицинской практике имело рациональную основу. Целебное действие тепла, массажа березовым и пихтовым вениками подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний, отваров лекарственных трав. При простуде на каменку бани плескали настой мяты (сьблбмлечитантурун настойка), гушу ква-са (ырбш мякина), пихтовой хвои (ньывпу лыс), иногда заваривали хмель (таг) и вдыхали получаемые в результате этих действий пары. При ревматизме, ломоте в суставах, болезнях мышц парились веником из крапивы или пихтовым веником, накладывали на больные конечности компрессы из распаренного в кипятке тысячелистника, крапивы, подорожника и т. д. Распространенным лечебным средством при простуде и ревматизме были муравьиные ванны, которые приготавливались, как правило, следующим образом: из леса приносили муравейник, клали его в деревянную бочку (кадку), предварительно ошпаренную, заливали муравейник кипятком и затем сидели в этом отваре в бане. Чтобы вода не остывала, в бочку с отваром подкладывали горячие камни с каменки. Кожные заболевания лечили ваннами из шелока (кунва) и настоя пихты, ромашки. Детский диатез излечивали, паря детей вениками из черной смородины (сьбд сэтбр) и купанием в отваре калины. Больного желтухой парили вениками из конопли, а затем заставляли дышать дымом из рассыпанных на каменке семян, при чесотке (гыжне) парились в бане через день от 7 до 10 раз.

Баня использовалась в лечебной практике коми-пермяков очень широко, причем в ней сочетались как рациональные способы лечения, так и ритуально-магические. Среди рациональных особо пользовался большой популярностью и частично сохранился до нашего времени мыльный массаж «матегасьны. матегавны» (матег — мыло), который проводился в бане с целью излечения болезней мышц и суставов. Ушибленные места также «мылятся» в бане. В бане коми-пермяки лечили и так называемую «кочергу» или иначе послеродовой пушок у новорожденного. С этой целью ребенка около недели после рождения парили в бане. Но парила в этом случае не мать, а свекровь, или же пользующаяся авторитетом в деревне бабушка-знахарка. На четвертый день после того, как парили ребенка, по его телу катают шариком (комком) из свежего теста — собирают волосинки пушка. Тесто, как правило, готовилось с вечера. У гайнских и косинских коми-пермяков оно приготовлялось чаще из ржаной муки, у иньвенских — из пшеничной или ячменной. Готовилось оно на кислом молоке или воде. При этом знахарка читала кбрткыв (заговор) и брызгала енвабн (святой водой) ребенка. Кбрткыв (загрвор) был следующего содержания: «Ен-батюшко, кагасб пывсьбта. миссьбта. мортб быдсбн порта. Аминь. Тридевяти аминь» (Господь батюшка, ребенка парю, мою, чищу, окончательно в человека превращаю. Аминь. Тридевяти аминь).

В бане осуществлялось не только лечение, но и профилактика болезней. Так, от злого глаза «вомдзасьбмись» (урочливости, сглаживания) особенно старались уберечь малолетних детей. С этой целью их парили в бане и брызгали от сглаза святой водой (енвабн). Эту воду припасали в Рожцество Христово, Пасху или Троицу, иногда приготовляли сами следующим образом: брали чистую воду из ключа (бшымбса). бросали в нее три тлеющих уголька из печи, читали заговор и молитву. Полученной водой брызгали и детей, и взрослых. Детей после бани опрыскивали еще и дома в середине крестьянской избы над матицей. При этом знахарь не говорил ни одного слова.

Лечение большинства болезней у коми-пермяков сопровождалось произнесением, как было уже отмечено, заговоров (кбрткыввезбн). и почти все заговоры и наговоры произносились в бане. В этих заговорах были обращения не только к божественным силам, но и к самой бане, ибо коми-пермяки свято верили в ее целебную силу.

Итак, в повседневной жизни в быту, а особенно, в народной лечебной практике, бане у коми-пермяков принадлежала весьма большая роль. По сути, значение ее было многофункциональным. Баня весьма широко использовалась для излечения различных заболеваний, при этом носила ярко выраженный магический характер, являлась главным санитарно-гигиеническим средством, играла важнейшую роль при родильных, свадебных и поминальных обрядах, а также служила своеобразной рекреацией, клубом, мастерской и широко использовалась как хозяйственное помещение.

Ссылки по теме: