Коми-Пермяцкая свадьба

сцена Коми-Пермяцкая свадьбаСоздание новой семьи и свадьба были делом хлопотным во все времена. Как раньше у коми-пермяков во времена язычества это происходило в деталях уже установить нельзя. Их потомки шутят по этому поводу: «Раньше, бывало, на пенек помолятся, под берёзкой сговорятся, под черемухой поженятся и живут — ни звука, ни писка».

В относительно же недавние времена и в наши дни (особенно в деревнях) о том, что нужно поженить/выдать замуж своих отпрысков родители помнили всегда и готовились к этому задолго до самого события. Заметит женщина девушку-соседку и скажет её родителям, мол, ваша-то — совсем уже невеста, пора и замуж выдавать. Мудрые родители девицы намёк понимали и соглашались: «Надо, надо!». А сами, естественно, уж давненько готовили дочке приданое. На это дело трудилась практически вся семья, работало всё хозяйство: увеличивались посевы льна (потребуется больше холста, полотенец, покромок, льняного масла); увеличивалось поголовье скотины (нужны новые шубы, валенки, коты). Запасались также побольше хлебом, солодом, самогоном, деньгами. Рассуждали так, что если отдать за дочь больше приданого, то молодые будут богаче, счастливее, и женихова родня на семью невесты будет ласковей глядеть, будет угощать пивом погуще, помогать в работе в поле, а где придётся — словом и кулаками заступится.

Обряд свадьбы у коми-пермяков не был твёрдым сводом законов или правил. Каждая семья свадьбу устраивает по-своему, но основной сюжетной линии обряда, конечно, придерживались.

В коми-пермяцкой свадьбе прошлых веков соблюдались следующие обряды:

  • Сватовство, рукобитье и пропивание невесты (вина юэм). Пропивание невесты — это закрепление, акт свершившихся переговоров. Всё это происходит в один день, обычно во второй половине дня.
  • Девичьи посиделки, причитания невесты и её подруг. Они начинаются на второй день после пропития невесты или позже.
  • Баня и проводы невесты для венчания.
  • Расплетение косы невесты и пир.
  • Кудпыдэс (дословно: «дно лукошка») — утро после пира.

Иньвенская поговорка гласит: «Жениться — не вшей искать: кочедык не поможет». Она иронично отмечает всю серьезность как самой свадьбы, так и подготовки к ней. Особенно это касалось обряда сватовства.

Наши предки столетиями «разрабатывали» надежные приемы сватовства — умение убеждать, умение правильно льстить, умение быть проницательным, умение правильно применять знания о местных обычаях и т.д. Всем этим в первую очередь обладали свахи. Именно им отводилась главенствующая роль в коми-пермяцком деле сватовства.

Сватовство — работа творческая. Каждая сваха имела свои секреты, дополняющие основные правила и элементы обрядов. В дом невесты она приходила не впопыхах, а как человек, которому поручено очень важное дело.

Своим опытом свашения поделилась бабушка Варя из д. Ивуково Кудымкарского района:

«Перед тем, как идти невесту сватать, помолишься Ену: „Батюшка Ен, Микола-угодник, помогите мне сделать то, что надумала“. Помолишься, под матицей нитку в иголку проденешь, говоря: „Как эта нитка в ушко заходит, так и мои слова в их уши войдут“. Придешь к девке да умей говорить: не шлепай губами, пустое не мели — знай, когда слово молвить, когда помолчать. Ежели семья знакомая, так сразу в дом невесты зайдешь. Ежели не знаешь, так к соседям зайди и узнай, какова невеста, родители. Пройдешь за ворота, пуговицу на гуне расстегни — рот родителю „открой“; в сенях — „открой“ матери; третью пуговку в избе расстегни — невесте рот „открой“ да поближе к божнице садись».

Не каждое сватовство могло пройти гладко. Родители невесты могли дать «от ворот — поворот»: например, если богатые родители невесты узнавали, что их дочь собираются сосватать за бедняка, то на воротный столб, где было прикреплено кольцо для привязывания коня, вешали рваную завертку или лапоть. Придут сватовщики, а тут «намек-объявление». В таких случаях могли приходить сватать несколько раз, пока все не заканчивалось чем-нибудь.

Некоторые женихи могли обходиться без обряда сватовства. Просто сами подыскивали себе невесту и приводили ее домой. Однако, если невеста выходила замуж без согласия родителей, то через некоторое время женихова семья ходила к невестиным родителям для примирения и рукобития.

Ссылки по теме: