Реконструкция Пожвинского завода

На рубеже XVIII и XIX вв. заводской поселок превратился в крупный .населенный пункт, и Главное управление уральскими владениями Всеволожских было перенесено из Усолья в Пожву . Это было вызвано обширными работами по переустройству завода. Фактически в первой четверти XIX в. завод был отстроен заново. Была возвышена и укреплена плотина, деревянные производственные помещения заменены кирпичными, примитивное оборудование заменено более совершенным, которое изготовлялось здесь же, на Пожвин-ском заводе по лучшим отечественным и зарубежным образцам.

В первую очередь реконструкции подверглись гидротехнические устройства, в результате чего энергетические возможности предприятия значительно возросли. В 1806 г. плотина была поднята до 10,6 метра, а протяженность ее достигла 1320 метров. Давая характеристику уральским плотинам, историк горнозаводской техники Кашинцев называл плотину Пожвинского завода «рекордной по длине» среди (всех заводских плотин на Урале2. -Для защиты земляного тела плотины от размыва со стороны водоема была осуществлена отмостка доменным шлаком, а для укрепления со стороны заводской территории — облицовка камнем-песчаником.!

В том же 1806 г. для строящейся катальной фабрики был сооружен второй водосодержащий ларь. В 1812 г. полной перестройке подвергся сливной мост. Однако конструкция его и размеры были сохранены первоначальные, что убедительно свидетельствует о большом мастерстве первых строителей плотины. В 1814 г., подобно вешняжному, полностью был перестроен рабочий прорез.

Особое место среди работ по реконструкции завода занимает создание судоходной системы от заводской площадки до Камы. В период летнего мелководья транспортировка грузов на судах от завода до Камы и обратно была невозможна, и грузы приходилось перевозить на лошадях. Это отнимало много времени, средств и отвлекало значительные людские силы.

Для бесперебойного движения судов в течение всей навигации на устье реки Пожвы был построен однокамерный шлюз — «сворота», а в трех километрах выше — регулирующее водохранилище. Извилистое русло реки Пожвы было спрямлено каналами — «прокопами», а низкие берега возвышены отсыпкою земли. В новой, третьей, плотине на реке Пожве, был устроен новый однокамерный шлюз и рабочий прорез, питавший водой колеса резной и проволочной фабрики и мукомольной мельницы. Созданный каскад позволял использовать энергию реки Пожвы трижды: на Елизавето-Пожев-ском, Пожвинском и новом Мариинском заводах. Хотя затраты на сооружение новой гидросистемы были значительными, но они вскоре окупились как сокращением расходов на транспортировку, так и получением дополнительной энергии.

Весь комплекс гидротехнических сооружений был окончен в 1816 г. Проектировал его и руководил работами первый член Главного правления, бывший крепостной Василий Петрович Воеводин. Еще ранее, при постройке Майкорского завода в 1811 г., Воеводиным был разработан и осуществлен проект так называемой забойки на реке Иньве крупного и оригинального по решению гидротехнического устройства (без вешняка на фарватере реки).

В 1815 г. горный советник Веселков сообщал Пермскому берг-инспектору об этих сооружениях: «...устройство некоторых фабрик и пильных мельниц возведено вовсе на сухих местах, действие коих происходит посредством нарочито зделанных каналов, через кои помощью изобретенных шлюзов пущена вода из рек до

вольно больших и судоходных в нарочито зделанные лари. Таковое устройство во всех заводах Хребта Уральского есть первое, и воды на действие столько изобильно, что ни в коем случае недостатка быть не может. Изобретатель и строитель сего был управляющий заводами Василий Воеводин, который прежде был г. Всеволожского крепостным, потом вечно отпущен на волю»3.

Представляя В. П. Воеводина к награде медалью, владелец завода В. А. Всеволожский писал: «В отсутствие мое он выстроил несколько заводов, в том числе два, заслуживающих в особенности внимания правительства по новости в здешнем краю сего рода заведений; ибо утвердительно можно сказать, что во всей Сибири и во всех древних заводах нет таковых слюзов и на столь больших и быстрых речках, каковы есть Иньва и Вильва. Сии два завода так устроены открытыми слюзами, что вода излишняя от действия во всякое время идет своим фарватером не употребляя по обыкновению вешняки. Завод будучи устроен таким образом на особенном отводном канале не подвергается никаким опасностям...»4.

Наряду с работами по реконструкции и созданию новых гидросооружений, без остановки производственного процесса и сокращения объема производства, на Пожвинском заводе осуществлялось строительство новых заводских корпусов, производилась замена оборудования. В 1804 г. вместо обветшавшего деревянного был выложен из кирпича более обширный доменный двор, в 1807 г. построена новая катальная фабрика, в которой были установлены изготовленные на месте 6 станов для прокатки толстолистового железа.

Вместо пяти отдельных молотовых фабрик, пришедших в ветхость, в 1809 г. была закончена одна кирпичная фабрика «каменного строения», вместившая оборудование всех пяти фабрик. Летом 1810 г. была начата кладка корпуса новой доменной печи, а в мае 1813 г. новая домна дала первый чугун. По свидетельству В. В. Любарского — одного из основоположников порошковой металлургии, это была уникальная древесноугольная доменная печь, превосходившая по разме рам не только уральские, но и западно-европейские доменные печи. В статье «Доменное и чугуноплавильное производство на уральских заводах», написанной в 1818 г. и опубликованной в «Горном журнале» за 1826 г., В. В. Любарский приводит чертеж этой доменной печи.

Корпус доменной печи и доменный мост, выложенные-из кирпича, сохранились до наших дней.

В 1813 г. строители окончили кладку стен литейного цеха, примыкавшего к доменной фабрике. Продолжение литейного цеха, но уже двухэтажное, с 1816 г. было отведено под «механическое заведение». В 1821 г. был окончен двухэтажный корпус, первый этаж которого занял кузнечный цех, а во втором этаже расположилась модельная мастерская. К двадцатым годам XIX в. завод был одет в камень и железо.

Кузнецкий цех пожвинского завода

Кузнецкий цех

Все эти производственные помещения, возведенные на Пожвинском заводе в первой четверти XIX в., были не только совершенными инженерными сооружениями, но и произведениями искусства промышленной архитектуры своего времени 6. Заводские сооружения и поселок составляли единый архитектурный комплекс. В 1811 г. архитектором Павлом Даниловичем Шретером была закончена разработка «Плана заводского и сельского строения» в Пожве7. Участие в разработке этого плана, решении отдельных архитектурных комплексов и практическом осуществлении проектов принимали участие крепостные архитекторы из Пожвы А. Д. Вяткин, Л. С. Мальцев, Г. Порошин и другие.

С образованием водохранилища Камской ГЭС большая часть производственных строений завода попала в зону затопления и была разобрана. Сохранился лишь корпус доменной печи и каменная эстакада для подъема шихтовых материалов на колошниковую площадку.

Корпус доменной печи со строгими прямоугольными формами, выходивший своим фасадом на призаводскую площадь, по замыслу архитекторов служил главным композиционным центром. С восточной стороны площади была возведена ограда, охватывающая участок дома и сад заводовладельца и легкостью очертаний оживлявшая общий архитектурный ансамбль. Стена, стоящая и поныне, увенчана карнизом и баллюстрадой с вазами. Точеные балясины баллюстрады и вазы, выполненные из дерева, перед установкой были проклеены, покрыты льняной парусиной и покрашены масляной краской. Благодаря этому они сохранились без серьезных повреждений в течение более 150 лет, При-заводская площадь являлась связующим звеном между заводом и поселком, раскинувшимся подковообразно вокруг завода и заводского пруда.

Мастерство пожвинских зодчих проявилось не только в создании архитектурных ансамблей, но и в решении внутренних; пространств цехов. Важнейшим элементом внутризаводских сооружений являлись арки, игравшие роль несущих конструкций при безбалочных перекрытиях и выполненные с большим художественным мастерством.

Особого интереса заслуживает интерьер механического заведения, послуживший прототипом для других прикамских заводов. Механическое заведение имело три пролета: боковйе двухярусные и средний двухсветный. В боковых пролетах располагались разнообразные металлообрабатывающие станки, а средний занимала паровая машина, приводившая в действие оборудование заведения.

Механическое здание пожвинского завода

Механическое здание

В первом ярусе были установлены чугунные колонны крестообразного сечения, утончавшиеся к венчающей части. Колонны второго яруса такого же сечения для облегчения всей конструкции изготовлялись из дерева.

Ограждение второго яруса осуществлялось решеткой художественного чугунного литья. В основу рисунка был положен классический орнамент. Часть этого ограждения, любовно сохраненная старожилами, ныне установлена на лестничных переходах Пожвинского Дома культуры.

К колоннам первого яруса в верхней части крепились болтами чугунные консоли, на которые опирались трансмиссионные подшипники. Консоли поддерживались кронштейнами, отлитыми из чугуна с большим художественным мастерством. Чугунным основаниям наковален была придана форма отрезков каннелированных колонн, т. е. колонн с вертикальными желобками по стволу. Вытяжные колпаки над чугунными горнами поддерживались изящными круглыми колонками, а самогорно облицовывалось чугунными плитами с классическим орнаментам.

Так выглядел Пожвинский завод после реконструкции. Писатель П. И. Мельников-Печерский, побывавший на заводе в 1839 г., писал: «Прихожу в завод, вижу прекрасный порядок, чистоту: совершенно не похоже на завод»

Ссылки по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *