Машины, станки, механизмы Пожвинского завода

Превращение Пожвинского «чугунолитейного и железоделательного» завода в передовое по своему времени машинострительное предприятие было самым тесным образом связано с изготовлением паровых двигателей.

На грани XVIII и XIX вв. Пожвинский завод представлял обычное металлургическое предприятие с чугунолитейным и железоделательным производством. Парк металлообрабатывающего оборудования был тогда весьма скуден. Два токарных «стана» использовались для обточки катальных валов и расточки цилиндров воздуходувных-машин. На единственном винторезном станке нарезались нажимные винты катальных станов. На заводе, где работали хорошие доменщики, сталеплавильщики и кричные мастера, не было кадров машиностроительных рабочих, не было и квалифицированных руководителей.

Для сооружения паровых двигателей требовалось коренное техническое перевооружение завода. Началось оно с организации специальной «слесарной мастерской», преобразованной позже в «механическое заведение». В 1811 г. на заводе были изготовлены токарный, винторезный и сверлильный станки, шесть прессовых машин и установлено 45 слесарных тисов. В 1813 г. мастерская располагала уже 37 единицами станочного оборудования, которое могло обеспечить выполнение основных технологических операций механической обработки деталей и узлов паровой машины

Некоторые из установленных станков были специализированы на выполнении отдельных операций. Так, один из токарных станков предназначался для расточки и полировки цилиндров. Из 6 сверлильных один станок был «лежачим», приспособленным для сверления толстостенных труб.

В 1818 г. количество оборудования «механического заведения» возросло до 74 единиц, а в 1824 г. достигло 90. Все основные металлообрабатывающие станки с 1814 г. приводились в действие паровыми машинами.

С ростом металлообрабатывающего оборудования, увеличением и усложнением выпускавшихся изделий повышалась квалификация рабочих, рос численный состав персонала «механического заведения». Из «Распределения по слесарной фабрике, о числе находящихся во оной при ремеслах людей», составленным заводским правлением, видно, что в 1816 г. штат «механического заведения» составлял 152 человека, среди них 38 слесарей и 8 учеников.

Н. Н. Новокрещенных в книге «Чермозский завод, ёго прошлое, настоящее и летопись событий» в хронологии указывает, что в 1832 г. в «механическом заведении» Пожвинского завода работало уже до 300 человек.

Интересно сопоставить сведения о «механическом заведении» Пожвинского завода с данными о механических заводах европейской России. С. Г. Струмилин сообщает, что среднее количество рабочих одного механического завода европейской России в 1851 г. составляло 71 человек, в 1861 г. — 117 человек и в 1871 г.— 183 человека4. Следовательно, «механическое заведение» Пожвинского завода по количеству работающих представляло собою крупное машиностроительное предприятие своего времени.

Чертеж паровой машины 1820 год

Чертеж паровой машины 1820 г.

В 1816 г. на заводе была учреждена отдельная «мастерская контора» — административный и технический орган руководства всем «механическим заведением», состоявшем в то время из «слесарной мастерской» и «токаренной фабрики». Специальная инструкция определяла права и обязанности всего штата заведения, начиная от начальника и кончая учениками.

Таким образом, во втором десятилетии XIX в. Пожвинский завод был крупным, хорошо оснащенным машиностроительным предприятием, которому по плечу оказались сложные задачи создания паровых двигателей для пароходов и паровозов.

Паровые двигатели в горнометаллургической промышленности Урала появились еще в конце XVIII в. Первая паровая машина была установлена в 1799 г. на Гумишевском руднике Сысертских заводов для отлива из шахт воды. В 1804 г. механик Д. Меджер установил паровую машину на Юговском заводе; в 1808 г. паровые машины появились на Богословском и Кушвинском казенных, а в 1814—1815 гг. на Верхнеиргинском и Верх-исетском частных заводах. В Пожву паровая машина была завезена из Москвы. В мае 1803 г. московская контора заводовладельца сообщала Пожвинскому. правлению о том, что «огненная машина» отправлена через Казань и Пермь в Пожву5. Где была изготовлена эта машина и какова ее мощность, из дел заводского правления установить невозможно. Не сохранились сведения щ о том, для чего предназначалась и как вначале использовалась эта паровая машина. Можно лишь предполагать, имея в виду обсуждения в российской печати хода испытаний парохода У. Саймингтона на Темзе в 1801 г., а также проводившиеся в 1803 г. на Пожвинском заводе опыты по созданию машинных судов, что доставленный двигатель предназначался для установки на судне.

В 1808 г. берг-инспектор П. Е. Томилов, составляя описание уральских металлургических предприятий,, указал, что в якорной фабрике Пожвинского завода «устроена огненная паровая машина, которая в действие пущена не была»6. А в 1814 г. уже две паровые машины — мощностью в 24 и б сил — приводили в действие группу металорежущих станков слесарной мастерской.

К 1816 г. изготовление паровых машин на заводе было освоено. Интересны в этом отношении объявления, публикованные в газете «Московские ведомости» 24 и 27 мая 1816 г.8 В них перечислялась продукция Пожвинского завода, выпускаемая на продажу, в числе которой видное место занимали «всякой величины железные паровые котлы для обыкновенного и парового винокурения и для паровых машин, да и самые паровые машины отделываются со всею потребною тщательностию и возможною поспешностию»!

В последующие годы изготовление паровых машин н&-Заводе продолжалось весьма успешно. С 1809 по 1835 г. здесц было изготовлено 25 машин мощностью от 2 до 50 сил.Щ. Г. Соболевский писал в первом номере «Горного журнала» за 1825 г., что' пожвинские паровые машины не уступали англииским «действием и отделкою».

Интересно, что при средней заводской стоимости 1 силы машины, равной 491 рублю, средняя оттускная цена за единицу мощности составляла 976 рублей. Таким образом, налицо была большая экономическая выгода производства паровых двигателей в Пожве.

В процессе создания паровых машин на заводе сложились кадры высококвалифицированных мастеров-ме-хаников, способных самостоятельно решать сложные вопросы паротехники. Однако в начальный период изготовления паровых двигателей В. А. Всеволожский, подобно другим уральским промышленникам, стремился привлечь иностранных специалистов. В 1810 г. он взял на службу англичанина Керика, которого через год правление было, вынуждено уволить с завода.

Вот что сообщало по этому поводу правление заво-довладельцу: «Англичанин Керик, который был принят вашим превосходительством для устроения паровой машины, пьянством своим вовсе обезобразился и слесарь Гинке, не смогши его удержать, отказался от ево и из мастерской выгнал. А как ево поведение и вашему превосходительству небезизвестно, то чем держать такого дурака и понапрасну платить ему деньги, по совету Гинке и господина Пуадебарда, севодни ему отказали» 9.

Из иностранных специалистов, работавших в это-время на Пожвинском заводе, стоит отметить механиков Саутера и Тета, принесших с собой опыт передового английского машиностроения. Однако их успехи зижделись в основном на мастерстве местных умельцев. Так, в 1819 г. Всеволожский поручил Саутеру восстановление паровой машины с парохода в 6 сил. Но заводское правление передало эту работу пожвинским слесарям Казанцеву и Истомину, поскольку Саутеру она оказалась не по плечу. Об этом правление так информировало Всеволожского в апреле 1819 г.:

«Паровая машина,бывшая на малом паровом стим-боте, перевезена и под присмотром слесарей Казанцева и Истомина поправляется, у которой, по примеру привезенному ими рисунку, баланцеры будут зделаны внизу по обе стороны. Г-на же Саутера заняться оною хотя мы и просили, но он смотря на прежния вещи все хотел переменить... и потому исправлением не прежде обнадеживал как месяца через три, что будет весьма долго и следовательно она не поспела бы к отправке с прот-чею, кладью. А Казанцев и Истомин уверили, что все вещи годны и только следует их почистить и приделать баланцеры, а в протчем никаких перемен не нужно, то по сей причине исправление сей машины и возложили мы на оных слесарей Казанцева и Истомина и надеемся, что она поспеет к отправке».

В мае 1819 г. правление докладывало заводовладельцу: «Переправленную Казанцевым и Истоминым на два баланцера паровую машину пробовали и она идет довольно хорошо».

А вот другой пример. В 1830 г. под руководством Тета для Кизеловского рудника была изготовлена паровая «подвижная» машина в б сил. При испытаниях машина не давала номинальной мощности. Поэтому, устанавливая ее на руднике в 1832 г., машинист Лопатин произвел необходимые изменения, обеспечившие нормальное действие машины. Об этом факте сообщалось в «Описании машин, находящихся при Кизеловском руднике»: «Паровая подвижная малинькая машина построена по прожекту г. Тета, которая оначалу была малосильная... Но когда ее на место стаяовили из котла топку выняли и оной разоотавили на аршин длины и топка зделана под котлом. А означенную .машину в настоящее действие привел машинист Филипп Лопатин».

Модель паровой машины 1820 год

Модель паровой машины 1820 г.

Для производства паровых двигателей на Пожвинском заводе были установлены две машины — в 6 сил и 24- силы, приводившие в действие оборудование «механического заведения». В конце 1818 г. машину в 24 силы сменила новая мощностью в 36 сил, а в 1835 г. вместо двух старых была смонтирована одна мощностью в 50 сил более совершенной конструкции. В 1864 г. на заводе работало семь паровых двигателей с общей установочной мощностью более 200 сил, из них два мощностью в 60 сил и один — 35 сил.

Все эти машины, различные по конструкции, были изготовлены местными мастерами из материалов, вырабатываемых преимущественно на заводе.

На Пожвииском заводе были изготовлены многие уникальные машины и механизмы.! В ноябре 1826 г. в

«Горном журнале» была напечатана статья . «О некоторых произведениях промышленных искусств на заводах В. А. Всеволожского», в которой описывались уникальные башенные часы, установленные впоследствии на столичном Спасо-Преображенском соборе: «Самое главное достоинство сих часов, — говорилось в статье, — что они сооружены не одним изобретательным человеком, но составом разных цехов; следовательно, доказывает отличное устройство завода: ибо разные члены сих часов, отделанные разными людьми, предполагают и совершенство машин, необходимых для их обработки, и искусство мастеров». Эти часы были изготовлены под руководством мастера А. Г. Кочегина.

В 1815 — 1816 гг. под руководством мастера Ярославцева были изготовлены токарные, сверлильные и винторезные станки. Мастер П. К. Казанцев создал машину для гибки звеньев цепей, гидравлические прессы, машину для вытяжки труб из цветных металлов и другие.

Среди пожвинцев было много замечательных умельцев, изобретателей-самоучек и мастеровых поистине с золотыми руками.

Ссылки по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *