Коми-пермяки в составе России (XV-XVII)

В конце XV века земли коми-пермяков вошли в состав Русского государства. Правители Руси давно стремились присоединить богатые уральские земли и укрепить здесь свое влияние. В 1472 году после похода войска князя Федора Пестрого Пермь Великая вошла в состав Русского государства. В крае строятся русские укрепленные города (Соликамск, Покча, Чердынь), в которых обосновались царские наместники—воеводы и их подручные. Некоторые из этих городов возникли на месте древних коми-пермяцких укрепленных поселений, часть коми- пермяков вошла в состав их населения наряду с русскими.

Хотя окончательное присоединение Перми Великой к Русскому государству произошло в результате военного похода князя Федора Пестрого, посланного великим князем Иваном III, однако это не было завоеванием. Местное коми-пермяцкое население практически не оказало существенного сопротивления русскому войску, присоединение произошло быстро и в основном мирным путем. Это объясняется тем, что коми-пермяки еще в XII—XIII веках вели мирные торговые отношения с русскими. Русские крестьяне способствовали развитию земледельческой культуры коми-пермяков.

Немалую роль в мирном присоединении Перми Великой сыграло и то обстоятельство, что коми-пермяцкое население рассчитывало на защиту своих земель русскими от непрекращавшихся разорительных набегов татар Казанского и Сибирского ханств. Впоследствии коми-пермяки выступили против этих набегов вместе с русским населением.

С приходом русских у коми-пермяков ускорился процесс формирования феодальных отношений — более прогрессивных по сравнению с общиннородовым строем. Этому немало способствовало установление общерусского законодательства в местах расселения коми-пермяков. На протяжении XVI века процесс формирования феодальных отношений в Перми Великой завершается.

Соседская община коми-пермяков, из которой выделилась землевладельческая знать, по своему устройству была близка крестьянской общине северных районов Руси, откуда в основном прибывали русские. В этих общинах происходило постепенное смешение русского и коми-пермяцкого населения, а те соседские общины коми-пермяков, которые сохранили однородный этнический состав, включались в систему феодальной эксплуатации на тех же основаниях, что и русские и смешанные по этническому составу общины. Такому сближению способствовали одинаковый тип хозяйства населения северных районов Руси и коми-пермяков, их древние торговые связи и контакты, распространение христианской религии среди коми-пермяков.

Местная землевладельческая знать была немногочисленна и слаба. Из нее так и не выделились феодалы-помещики. Постепенно ома была отстранена от управления русскими феодалами. Таким образом, зарождавшиеся у коми-пермяков феодальные отношения вписались в более развитую систему феодальных устоев русского населения.

Русские крестьяне и коми-пермяки но своему социальному положению были близки между собой. Их облагали одинаковыми феодальными повинностями, и постепенно русские и коми-пермяки слились в единую эксплуатируемую массу трудового населения. Хозяевами края становятся русские наместники и воеводы, опиравшиеся на военные отряды служилых людей и на свой административный аппарат—доводчиков, дьяков, подьячих и прочих. В крае появляются русские помещики, строятся монастыри.

Русское государство взяло на себя защиту восточных границ. Во время удачных походов русских войск из татарской неволи освобождались не только русские пленники, но и коми-пермяки, как это было в 1551 году при походе на Казань. Нередко коми-пермяки вместе с русскими принимали участие в походах против Сибирского и Казанского ханств (1483, 1545, 1555).

Карта распространения и проживания коми-пермяковСовместная борьба против врага сплачивала трудовые массы народов. В предании говорится о помощи коми-пермяцкого народного героя Перы-богатыря русскому войску в битве с татарами. За героические подвиги Перы царь Иван Грозный якобы пожаловал коми-пермякам право на владедение их землями и освободил от податей. В этой части предания отразились надежды коми-пермяцкого народа на свободную жизнь и мирные отношения с русским населением. Однако этим надеждам в условиях феодального общества не суждено было сбыться.

В XVI веке земли, населенные коми-пермяками, были включены в состав Чердынского уезда Перми Великой, занимавшего огромную территорию по верхнему течению Камы? В середине XVII века часть их вошла в Соликамский уезд. Большая часть коми-пермяков влилась в состав таак называемого черносошного крестьянства, жившего на государственных землях и уплачивавшего налоги представителям государственной власти, а меньшая — в состав помещичьих и монастырских владений.

Кроме всевозможных налогов и денежных поборов, коми-пермяки, как и русские крестьяне, выполняли различные натуральные повинности — строили укрепления, речные суда, отвозили хлеб в Сибирь, строили и расчищали дороги, перевозили воевод и их помощников, а также служилых людей.

Размеры взимаемых налогов определялись особой Уставной грамотой, выданной Перми Великой в 1554 году. В крае было введено выборное самоуправление. Сельские общины — «миры», куда входили и коми-пермяки, и русские крестьяне, — выбирали старост, которые собирали налоги в своей общине и передавали их царским чиновникам. На общих сходах решались различные «мирские дела». Крупные земельные и другие споры разрешались в суде наместника или воеводы. Они же определяли меру наказания за различные преступления и провинности, в том числе за неуплату налогов и неповиновение властям.

В крае установился настоящий феодальный гнет — крепостное право. Черносошные крестьяне должны были обрабатывать участки земли, которые не могли покинуть без разрешения власти. Еще более тяжелый гнет укоренился в землях, принадлежавших русским помещикам. В середине XVI века небольшая часть (коми-пермяцких земель по среднему течению Камы (в устье Иньвы и в низовьях Чусовой) была пожалована Иваном Грозным солепромышленникам Строгановым. На их землях в солеварнях трудились крепостные крестьяне. Строгановы взимали с них налоги по собственному усмотрению и часть их сдавали в государственную казну. Кроме уплаты денежных и натуральных оброков, крестьяне были обязаны работать на барщине — обрабатывали господские поля, ухаживали за скотом, рубили и вывозили лес, работали по дому. Эти повинности были тяжелее, чем у черносошных, так как обычно помещики отрывали крестьян на барщину в самый разгар полевых работ.

В своей вотчине Строгановы и их приказчики сами чинили суд и расправу. Они не подчинялись местным властям и отчитывались только перед царем и московскими приказчиками. Крестьяне на их землях были полностью закрепощены. Они не имели права покидать свои дворы и участки земли. Если же, не выдержав помещичьего гнета и произвола, они бежали в другие русские земли, то их искали и возвращали обратно. Строгановы насильно захватывали крестьянские земли в тех районах, которые им не принадлежали, и заставляли черносошных крестьян работать на себя. Иногда они помогали беднейшим крестьянам, выдавая им ссуду зерном, орудиями труда, деньгами, и таким путем закабаляли их.

Со временем Строгановы получили от царя еще несколько крупных земельных пожалований. К началу XVIII века в их руки перешли почти все земли, населенные коми-пермяками по рекам Иньве, Обве, Косе, Лологу и Весляне. Численность черносошных крестьян коми-пермяков резко сократилась, большинство их стали строгановскими крепостными.

В преданиях о Пере-богатыре отразилась совместная борьба русских и коми-пермяцких крестьян против Строгановых. В ходе этой борьбы крепла дружба трудовых масс русских и коми-пермяков. В 1670 году в Соликамске был арестован один из руководителей крестьянской войны под руководством Степана Разина Илья Иванов, который намеревался собрать здесь отряд и примкнуть к восставшим. В состав отряда должны были войти крестьяне и работные люди солеварен, среди которых были и русские, и коми-пермяки.

На землях коми-пермяков возникают также монастырские феодальные хозяйства. В начале XVII века на территориисовременного Гайнского района у деревни Плёсо была построена Троицкая Варлаамова пустынь, на землях которой трудились зависимые крестьяне, в том числе так называемые половники, работавшие за половину урожая. Во многих селах появились русские церкви, распространявшие христианскую религию среди коми-пермяков. Церкви строились и содержались, как правило, за счет самих крестьян.

В XVI—XVII веках происходит перемещение коми-пермяков из районов, быстро заселяемых русскими. Значительная часть коми-пермяков, живших по Вишере и Каме, переселяется на юго-запад в отхожий стан Чердынского уезда — на реки Косу, Иньву, Обву, и на восток — в бассейн реки Язьвы. Там они образуют компактную группу язьвинских коми- пермяков, почти со всех сторон окруженную русскими поселениями. Часть коми-пермяков остается на старых местах.

Русские крестьяне селились на свободных землях рядом с пермяками или в одних деревнях с ними. Русские овладевали коми-пермяцким языком, а коми-пермяки — русским. Еще в 1372 году русский монах Стефан, позднее прозванный Пермским, создал на основе русской пермскую письменность, на графическое начертание букв которой оказали влияние и местные «пасы» — тамги. Эта письменность использовалась главным образом для перевода на язык коми богослужебных книг и широкого распространения не получила. Некоторые коми-пермяки овладевали русской письменностью.

Переселение основной массы коми-пермяков с Вишеры, Колбы и Камы на территорию, которую сейчас занимает Коми округ и где проживало с давних времен местное население, способствовало более тесному сплочению их как единой народности. В эти же районы переселяется часть коми-пермяков с верховьев Камы — из Зюздинской волости Кайгородского уезда. Сюда же направлялся основной поток коми- зырян из земель вычегодских коми. Они поселяются вместе с коми-пермяками и постепенно сливаются с ними, входя в состав коми-пермяцкой народности. На Косе, Иньве, Обве и на их притоках коми-пермяцкое население в XVI веке численно преобладало над русским и развивало свою самобытную культуру. В XVII веке процесс консолидации народности в основном завершился.

В конце XVI и особенно в XVII веке на территорию округа переселяется много русских крестьян. Большинство из них были выходцами из северных уездов Русского государства: Устюжского, Важского, Каргапольского, с берегов Двины, Лузы, Вычегды, Выми, Мезени и других северных рек. Продвигались сюда и русские крестьяне из других, ранее заселенных уездов Прикамья (Чердынского, Соликамского, Кайгородского), из Вятской земли. После падения Казанского ханства в край проникают небольшие группы выходцев из Среднего Поволжья — татар, мари, чувашей, мордвы. Значительная часть деревень в то время имела смешанный этнический состав населения.

По переписи русского писца И. И. Яхонтова, в 1579 году на современной территории Коми округа значилось 19 поселений: 1 погост (Гайны), 16 небольших дервень и 2 однодворных починка.

В 1609 году деревня Кудымкар (31 крестьянский двор) превращается в погост — небольшой административный и религиозный центр. По переписи М., Кайсарова 1623 года, насе-ление в крае по сравнению с 1579 годом выросло более чем в 3 раза. Быстрее всего заселяются окрестности Гайн и Кудымкара, медленнее — бассейн Камы: там в то время было всего 7 коми-пермяцких деревень.

Во второй половине XVII века быстрее всего заселяются плодородные земли на Иньве и Обве. Многие деревни превращаются в погосты и села. В окрестностях Кудымкара за 55 лет (1623—1678) население возросло более чем в 10 раз.
Быстро растет и число крестьян в деревнях по Косе: Весьма интересно, что значительный приток русского и поволжского населения в край приходится на 1671 —1673 годы — на период крестьянской войны под руководством Степана Разина и на первые годы после нее.

Несмотря на быстрое заселение края в XVII веке, значительная часть его территории оставалась слабо освоенной. Средняя плотность населения здесь едва превышала 0,2 человека на квадратный километр.

Постепенно с ростом населения усиливается хозяйственное освоение края. Прежде всего это сказалось в развитии сельского хозяйства. В 1579 году в отхожем стане Чердынского уезда было распахано около 300 десятин земли. По качеству большая часть земли считалась «худой», только на Иньве и Обве была «средняя» земля. Большинство крестьянских хозяйств владели маленькой запашкой — от 1 до 2,5 десятины в одном поле. В первой половине XVII века размеры пашенных земель вырастают вдвое. Но население росло быстрее, и малоземелье было характерным для большинства хозяйств.

Постепенно увеличивается роль скотоводства в хозяйстве. Растут сенокосные угодья, в среднем на крестьянский двор приходилось около трех десятин сенокосов. Большая часть скота находилась на стойловом содержании. С приходом русских почти прекращается забой лошадей на мясо, так как лошадь стала основной тягловой силой в земледелии. В составе домашнего стада растет поголовье свиней и овец, а также птицы (куры, утки, гуси).

Большое значение в таежном крае сохраняли и такие отрасли хозяйства, как охота и рыбная ловля. Русские учились у коми-пермяков — потомственных охотников и рыболовов— искусным приемам промысла, заимствовали некоторые виды орудий труда и снастей, некоторые типы охотничьей одежды (например, лузан — безрукавка с отверстием для головы, закрепленная на талии поясом). Значительная часть охотничьей добычи в XVII веке поступала на местные рынки, так как крестьянам нужны были деньги для уплаты налогов. По реке Косе у деревни Пуксиб и по Иньве у деревни Куп- рос находились крестьянские птичьи ловли, с которых платили денежные оброки. За 44 года (1579—1623) более чем вдвое выросло число оброчных рыбных лов ель. В некоторых местах существовал пушной промысел — «бобровые гоны».

Под влиянием русского населения в крае продолжает
развиваться ремесло. От русских коми-пермяки заимствовали гончарный круг, некоторые ремесленные орудия труда. В деревнях и погостах появляются оброчные кузницы. Среди сельских ремесленников в переписях упоминаются плотники и мастера по изготовлению деревянной посуды. Большинство ремесленников сочетало свои занятия с сельским хозяйством. Среди них выделялись довольно зажиточные люди, например Харка Лукьянов в Кудымкаре, который в 1678 году кроме кузницы имел еще 3 двора — жилой, для приезда на пашню и для содержания скота. Но встречались и безземельные кузнецы, жившие «на подворье» у других крестьян. Число сельских ремесленников было невелико, свои изделия они продавали в ближайшем округе.

Прогрессивное влияние русской культуры сказывалось и в быту. От русских коми-пермяки научились более совершенным приемам жилищного строительства. Избы стали строить просторными, они состояли из двух или трех помещений, ставились на высоких подклетах. Кроме отопления «по-черному», появились печи с дымоходом. Коми-пермяки переняли и некоторые типы одежды —косоклинный сарафан, кокошники.

Шло сближение и в духовной культуре обоих народов. У коми-пермяков прижились русские песни, былины, сказки, пословицы, а в русской среде—коми-пермяцкие народные сказания и легенды. В язык коми проникли русские слова, а в русский — коми-пермяцкие (например, «пельмени»). Под влиянием русских коми постепенно изживали пережитки родового строя в семейных отношениях.

В XVII веке в среде крестьянства происходит заметное расслоение. Увеличивается число обедневших крестьян. За столетие число их возросло почти в 4 раза. В окрестностях Гайн и на Косе обедневшие крестьяне составляли около 15 процентов всего населения. Часть их полностью разорялась, забрасывала свои хозяйства и жила подаяниями. Другие работали по найму, или, как половники, в немногочисленных хозяйствах зажиточных крестьян, или нанимались к Строгановым или в монастыри. Многие разорившиеся крестьяне уходили на новые земли, а также в города, на солеварни или на транспорт — на перевозку соли, хлеба, сплав леса.

Из среды коми-пермяков вырос небольшой слой зажиточных крестьян, которые скупали земли, занимались ростовщичеством и предпринимательством, эксплуатировали труд своих соплеменников и русских крестьян.

Из северных районов —с Косы и верховьев Камы — крестьяне бежали в Кунгурский уезд, в Новоникольскую слободу (Оса), в Нижнее Прикамье Щ Сибирь. На восточном склоне Урала появились деревни с коми-пермяцкими названиями (Гайны, Кочовка и др.). Коми-пермяцкие фамилии встречаются в русских деревнях по реке Туре, в верховьях Чусовой, и других местах Зауралья. Здесь кое-где возникают небольшие деревни, населенные главным образом коми-пермяками. Таким образом, коми-пермяки вместе с русскими включились в процесс стихийной народной крестьянской колонизации новых земель на Урале и в Сибири.

В ходе этой колонизации в XVI—XVII веках были заселены все основные части современной территории Коми-Пермяцкого округа и был сделан весьма значительный шаг в хозяйственом освоении края. Наличие свободных земель, сближение с русскими в хозяйственном и культурном отношениях, совместное управление приводили к тому, что между русскими и коми-пермяками в период колонизации преобладали мирные, дружественные отношения.

Есть все основания говорить о том, что присоединение к Русскому государству сыграло прогрессивную роль в развитии коми-пермяков. Русские принесли с собой более передовую для того времени культуру, общественный строй, способствовали защите коми-пермяков от разорения их восточными и южными соседями. В рамках русского государства завершился процесс формирования коми-пермяцкой народности.

Ссылки по теме: