Оньков Виталий Николаевич

Виталий Оньков ФотоТворчество Виталия Николаевича Онькова — яркое, художественно-самобытное явление современной коми-пермяцкой национальной культуры. Сюжетно-тематические композиции, портреты, пейзажи, натюрморты , анималистика своеобразны и создают целый ряд графических серий. Произведениям художника свойственны глубокое проникновение в сущность народной жизни, понимание роли национального эпоса в развитии духовной культуры.

Все творчество Онькова можно было бы определить одной темой — человек и природа. Особенное внимание художник сосредоточивает на сюжетах, связанных с образом тайги — пармы. В духовной жизни коми-пермяцкого народа парма — не только лес, тайга. Это особый мир зеленой страны, сосуществующей в единстве с человеком, нравственная основа духовной сущности. В произведениях Онькова изображение быта проникнуто поэтическим переосмыслением, а жанровые сюжеты переплетаются с мотивами эпических сказаний. Человеческая простота и поэтическое видение мира — основное в творчестве кудымкарского художника. Он умеет передать неуловимые, едва заметные движения души, интуитивно ощутить главное в изображаемом предмете.

Передача поэтической атмосферы изображаемого явления дополняется чисто графическими средствами — отточенным движением линии, выразительностью силуэта, экспрессией штриха. Виталий Оньков по преимуществу график. Однако нельзя не принимать во внимание его живопись и скульптуру. Несмотря на то, что художник не так часто обращается к цвету и пластике, созданные им произведения в этой технике существенно дополняют представление о творческом диапазоне мастера и выявляют новые возможности.

Холст и бумага, дерево и глина, кисть и карандаш — все это обладает специфическим свойством художественной выразительности. Оньков пробует себя в разном материале. Подчас его поиски не лишены противоречий, а оценка отдельных произведений критикой и зрителями не бывает бесспорной. И все же каждая новая работа художника вызывает живой интерес своей самобытностью, органичностью замысла, близостью к традиционному народному искусству. В декоративной орнаментальности линий и фактуре материала, в яркости и выразительной звучности цветовой палитры угадываются узоры и краски коми-пермяцкого национального костюма. В лирической проникновенности и мужественной сдержанности повествования прочитываются народно-поэтические сказания и образы национального эпоса.

Творческая жизнь Виталия Онькова началась рано. Первые образы будущих произведений возникли в детстве, когда он слушал рассказы о старине его бабушки Дарьи Семеновны. К миру образов детства Оньков обращается на протяжении всего творческого пути.

Виталий Николаевич Оньков родился в 1946 году в деревне Они Юсьвинского района Пермской области, в нескольких десятках километров от Кудымкара, столицы Коми-Пермяцкого автономного округа. Детство проходило в первые годы послевоенной поры. Отец, ветеринарный врач, недавно вернувшийся с фронта, и мать, сельская учительница, работали в пятнадцати километрах от родной деревни, и мальчик воспитывался у бабушки.

Провинциальный район, затерянный в глухом краю лесов, оказался на редкость богатым сказаниями и легендами. От Дарьи Семеновны будущий художник узнал о древних чудах, о народных приметах. Она передала ему особое понимание мира природы.

Духовная память коми-пермяцкого народа донесла до наших дней сказания о народных заступниках, его богатырях — Кудым-Оше и Пере-охотнике.

Кудымкар — город сравнительно молодой. Как административный центр он известен с 1925 года. В XIX веке это было село, позднее — поселок. Здесь издавна размещались строгановские вотчины. Среди крепостной интеллигенции Строгановых известно было имя живописца А. К. Кривощекова, получившего художественное образование в Петербургской Академии художеств. Огромную работу по изучению духовной культуры края проделал ученый-краевед И. Я. Кривощеков, племянник художника. И, наконец, яркая фигура художника-просветителя начала XX века П. И. Субботина-Пермяка, уроженца Кудымкара, творческая деятельность которого была связана с его родным городом и Пермским краем.

Личность Онькова складывалась в другое время, в иной художественной среде, тем не менее отзвуки значительных явлений духовной жизни коми-пермяцкого народа формировали нравственно-эстетические принципы молодого художника. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Онькова, если бы на его пути не оказались два человека: Владимир Иванович Филиппов и Михаил Александрович Канеев.

В. Филиппов, выпускник художественно-графического отделения Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, организовал в Кудымкаре художественную студию.

По субботам и воскресеньям ученик десятого класса Оньков ездил из села Купрос в город в студию Филиппова. Занятия проходили по учебной программе — рисование с гипсовых моделей и живописные этюды с натуры. По окончании общеобразовательной школы Оньков едет в Ленинград, успешно сдает вступительные экзамены, и его зачисляют на первый курс института, где учился руководитель студии.

Ленинград... Музей под открытым небом. Архитектурные и скульптурные памятники, залы Эрмитажа и Русского музея расширяли границы художественного мира студента.

Будущих преподавателей рисования, черчения и труда обучали в институте основам не только изобразительного искусства, но и декоративно-прикладного. Кроме занятий по живописи, рисунку и композиции, лепили скульптуру, работали в мастерских.

Как график Оньков определился не сразу. Большую роль в этом сыграл М. А. Канеев, руководитель дипломной работы. Канеев обратил внимание на способности студента в рисунке, отмечал у него дар композиционного мышления, чувство линии и штриха. Особенно удавалось Онькову передать на бумаге декоративную выразительность графических материалов, придать прихотливому движению линии орнаментальное начало.

Дипломная серия графических листов «Лесная быль» (1970) выполнена в технике линогравюры , Пять листов посвящены сюжетам из жизни леса. Образы природы переплетаются с миром народно-поэтических сказаний и быта коми-пермяков. Декоративно-орнаментальное начало выступает как художественный принцип организации композиции листа. В гравюре «Ночью» выразительность достигается за счет контраста круглящихся ритмов черно-белой линии, рисующей мир природы и человека. В гравюре «Ток» привлекает красота переливчатых серебристо-серых оттенков оперенья глухарей. Изображая глухариный ток, художник передал не только внешнее сходство, но и разнообразие индивидуальных проявлений поведения лесной птицы.

«Лесная быль» стала своеобразной точкой отсчета, мерой профессионализма. Дипломная работа получила отличную оценку, молодому графику предложили продолжить обучение в аспирантуре. Но художник понял, что его сюжеты на родной земле. Он может изображать только то, что хорошо знает, с чем сроднилась его душа. Не случайно была выбрана и тема дипломной работы, сюжеты которой связаны с родными местами.

Виталий Оньков и скульптураВозвращение на родину не стало началом профессионального взлета, начались рабочие будни, возникли творческие и житейские проблемы. Отдаленность от художественного центра, «стена непонимания» специфики таланта, поиски мастерской, бытовые неурядицы и неудовлетворенность собой — все это осложняло первые годы после студенческой поры. Конечно, далеко не проста и личность самого художника. Замкнутый, впечатлительный, легко ранимый, он метался между преподавательской работой и мечтой о свободном творчестве и творческих заказах.

Он жаждал большой темы, общественного понимания и признания. «А вместо этого,— вспоминает Оньков,— заказы сводились в основном к мемориальным доскам... Ильича рисовали где надо и не надо... Я Ленина рисовал с закрытыми глазами. До сих пор все детали помню!»

Четверть века в искусстве. Срок немалый. Это были годы, наполненные сомнениями и разочарованиями. Редкие удачи и озарения сменялись постоянным поиском и борьбой с самим собой. Но в этой борьбе формировалось и его творчество, индивидуальная неповторимость и художественное своеобразие. Этапы его творческой биографии складываются из отдельных серий, над которыми он работал в течение двадцати пяти лет. Жизнь и быт коми-пермяков составляют национальное своеобразие его творчества.

Он изображает картины природы родногокрая, портреты близких людей, хорошо знакомый ему мир животных, создает сюжетно-тематические композиции, навеянные образами коми-пермяцкого фольклора. Мир произведений Онькова проникнут размышлениями о проблемах мироустройства, о смысле человеческого существования. Образы пожилых людей художник соотносит с жизнью природы. С этой целью он использует аллегорические и метафорические образы.

Принципы художественного обобщения у Онькова сводятся к исключению всего случайного, второстепенного. В композиционном решении он не стремится передать детальные подробности и выделяет самое существенное, неповторимое в изображаемом явлении, доводя его до уровня символа. Аллегорический смысл образа раскрывает через сопоставление природы и человека: женский образ — тайна ночи («Ночью», «Людмила»), девушка — река («Иньва») или деревце («Вера-вербочка»). Вместе с тем, художественный образ не остается в рамках метафоры, а обрастает чертами реальной действительности, самого бытия.

Реализм произведений Онькова по своей природе фольклорный, в нем чувствуется простота и даже кажущаяся простоватость. Но чувство меры в использовании художественных приемов, знание народной жизни и ориентация на национальное своеобразие художественного решения придают его произведениям цельность и образную выразительность.

Фольклорная основа миропонимания — не единственный источник, создания художественного идеала в творчестве Онькова. Учеба в институте, посещение музеев Ленинграда и знакомство с искусством крупнейших мастеров прошлого и настоящего способствовали совершенствованию художественного образования.

Напрасно искать в произведениях кудымкарского художника стилистические аналогии, которые бы воскрешали в памяти известные имена. Тем не менее эти учителя были.

Большое воздействие на художника оказали иконы Феофана Грека, особенно трактовка старцев-столпников, монументальная графичность и экспрессия древнерусских образов живописи.

Позднее подолгу простаивал у полотен Врубеля. Внимательно изучал анималистику репродукций с картин Рубенса. Раздражался, когда слышал несправедливые упреки в адрес Шишкина и Репина. «Говорят, что он ходячий фотограф,— замечает Виталий Николаевич по поводу картин русского пейзажиста.— Поди, попробуй так написать... Такое обобщение и такая мощь во всем. А какие портреты у Репина! Я преклоняюсь перед ним... такое понимание человека, такие характеры создавал...»

К любимым художникам он обращался и в трудные минуты жизни. Их творчество вдохновляло его, вселяло новые надежды. Он изучал, анализировал, соотносил со своими замыслами и возможностями, искал способы совершенствования мастерства. У итальянского художника раннего Возрождения Боттичелли изучает выразительность линии, способы передачи плавных изгибов, очерчивающих контуры тела. Монументальную основу штриха, проникновенность и строгую сдержанность в трактовке сюжета ценил у современного московского графика Саввы Бродского.

Требовательность к своему творчеству, основательность в работе, постоянное стремление к совершенству художественной формы способствуют росту мастерства графика. Итогом поисков двух десятилетий стала работа над книжкой-миниатюрой «Сказания о Кудым-Оше и Пере-богатыре». В художественном решении книги Оньков использовал весь накопленный опыт предыдущей работы над изображением бытовых, жанровых сюжетов и образов народно-поэтических сказаний. Как и серия гравюр «Лесная быль», художественное оформление книги стало одним из значительных созданий художника. Линогравюры завершили период ученичества, который обозначился интересом к изображению быта и окружающего мира. Второй этап завершился поиском художественных решений образов народных сказаний и эпоса.

В девяностые годы в творческой жизни художника обозначились новые ступени роста. Он был принят в члены Союза художников России, готовится к персональной выставке, которая будет приурочена к его пятидесятилетию, получил мастерскую, улучшились материальные условия быта художника.

... Виталий Оньков спешил жить. «Я не создал и тридцати процентов задуманного,– признавался он в одном из интервью корреспонденту газеты «Парма» в далёком 1993-м.– Мечтаю сделать около ста графических работ и 50 скульптур только по эпосу. Но сколько мне Богом отпущено?» Сколько он успел в действительности? Трудно сказать точно. Конечно, наиболее крупные работы нам известны. Около 25-ти произведений хранятся в Коми-Пермяцком краеведческом музее. Несколько – в галереях и музеях Перми и Санкт-Петербурга. Но очень многие произведения находятся в частных коллекциях (быть может, и за пределами округа), проданы или просто подарены.
Виталий Николаевич Оньков ушел из жизни 13 октября 2008 г.

Кроме картин и скульптур необходимо упомянуть мультфильмы «Сказание о Кудым-Оше», «Сказ о Пере-богатыре», в создании которых Виталий Николаевич Оньков принимал участие.Мужик

Кудым Ош

Кудым Ош


Кудым играет на пэлянах

Кудым играет на пэлянах


Черный кот

Черный кот


Друзья

Друзья


Деревня

Деревня


Мой Дед

Мой Дед


Дед Иван

Дед Иван

Бабушка с косой

Бабушка Дарья

Бабушка Дарья


Милая девушка

Милая девушка


Чуд

Чуд


Северные чуди

Северные чуди


Чуд Банный

Чуд банный


Водяной

Водяной


Устин Устинович

Устин Устинович


Тополинная Деревня

Тополинная Деревня


Тихие сумерки

Тихие сумерки


Седой старик

Седой старик


Отец

Отец


Охотник дядя Митя

Охотник дядя Митя

Ссылки по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *