Коми-пермяки

Кудымкарское городище

Кудымкарское городище

Коми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками являлись племена ломоватовской и родановской культур, расселявшиеся по верхней Каме в VII-XV вв.

По переписи 2010 г., численность коми-пермяков в Пермском крае составила 81,08  тыс. человек, в том числе в Коми-Пермяцком округе 57,3 тыс. человек.

В состав Русского государства входят в 1472 г. В 1925 г. образован Коми-Пермяцкий национальный (с 1977 по 2005 г. автономный) округ—первый национальный округ в России. В настоящее время этническая территория коми-пермяков Сохраняет статус округа в составе Пермского, края.

Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова пермь — которое в письменной форме живет уже более тысячи лет. Ученые выводят происхождение слова пермь из языка вепсов — финноязычного народа Заонежья. Оттуда его принесли на Урал новгородцы. На языке вепсов оно звучало как перема — далекая земля. На верхней Каме древние предки коми-пермяков истолковали его как перемь, а затем придали ему ту форму, которая стала официально употребляемой — пермь. Высказано предположение, что от слова пермь происходит имя эпического коми-пермяцкого богатыря Перы.

Ансамбль кукушка

Ансамбль кукушка

С середины 1920-х гг. установилось широкое употребление этнонима коми-пермяки. В него вошло слово коми, которое, как считают лингвисты, является первоначальным самоназванием народа и происходит из его родного языка. Полагают, что в это слово вложено понятие человек, человек своего племени, народа.

Коми-пермяки родственны по происхождению и языку народам коми (зырянам) и удмуртам. В языковой классификации народов мира язык трех народов назван пермским. Он образует подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

Судя по археологическим памятникам и топонимическому материалу, этническая территория коми-пермяков распространялась на весь Пермский край. Она стала сокращаться в связи с тем, что в местах расселения, предков коми-пермяков с конца XV в. начали селиться русские.

Коми-пермяк

Пермяки начало 20 века

Этническая консолидация коми-пермяков завершилась после образования в 1925 г. национального округа путем сплочения двух этнических групп — северной (косинско-камской) и южной (кудымкарско-иньвенской). Литературный язык сформировался в начале 1930-х гг. на основе иньвенского диалекта. В последние десятилетия коми-пермяцкий язык, в том числе его диалектные проявления, активно изучается лингвистами, причем выходцами из своего народа. По переписи 2002 г. коми-пермяцкий язык считали родным 83,1% коми-пермяков.

Очень значимо, что коми-пермяки еще на ранней стадии сложения в народность близко познакомились с культурой и бытом русского населения, происходившего из Северо-Двинского бассейна и Заонежья.

У двух народов появилось много общих черт в культуре и быту, что во многом определялось природными условиями и религиозными убеждениями. Коми-пермяки и русские исповедовали православие и жили  по единой схеме календарных обрядов, соблюдали во многом общие семейные обычаи. Но у коми-пермяков осмысление среды проживания и собственного круга жизни выстраивалось, еще в соответствии с древними, языческими верованиями, которые сохраняются и в наше время. Религиозный синкретизм воспитал и коми-пермяках особое самоощущение, особый взгляд на собственные деяния.

Водяной коми-пермяков (вакуль)

Водяной (Вакуль)

Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них Ойпель — могущественная сила, Способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего — Вöрись, которому были Подвластны звери и птицы. Женское божество Луншёрика (Луншерка) гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает Сюра-пеля.

Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»

Самыми любимыми героями легенд и преданий коми-пермяком являются Кудым-Ош и Пера-богатырь. Как гласит эпос, они оба сделали много полезного для своего народа. Кудым-Ош научил земляков плавить железо и делать из него орудия, из дальних мест привозил семена хлебных культур и красивые товары. Пера победил лешего, водяного и змея, чтобы народу жилось спокойно.

Статуя из дерева

Деревянная женщина

На земле коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивалось искусство медно-бронзового литья, получившее название «пермский звериный стиль». Его содержание и художественную специфику составляют зооморфные (медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея) и зооантропоморфные (человек-лось, человек-птица) образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде.

В коми-пермяцком крае получила распространение храмовая деревянная скульптура — также одно из ярких художественных явлений Пермского края. К числу наиболее интересных произведений относятся те, которые происходят из сел Большая Коча, Ёгва,  Коса, Юксеево. В деревне Пармайлово открыт музей деревянного зодчества, где собраны работы Е. Утробина.

Богатейшее историко-культурное наследие придает своеобразный колорит современной коми-пермяцкой профессиональной культуре.


Жилище коми-пермяков

Внутрений интерьер жилища коми-пермяков

Экспозиция в музее

Традиционные жилища коми-пермяков представляют собой одно- , двух- (изба и сени) и трехкамерные (изба, сени, клеть) строения. Избы (керку — на коми-пермяцком) невысокие, с маленькими окнами. Вплоть до начала XX в. избы были курными (с печью без трубы). Фундаментом служат камни или деревянные столбы по углам. Крыши изб — двускатные, кровля — тесовая. Фронтон в старину был бревенчатым, а с конца XIX в. обшивается досками. Яркая отличительная черта жилища коми-пермяков — детали в виде голов птиц и зверей, чаще всего коня.

Помимо избы в усадьбу коми-пермяков входят амбар, погреб, хлев и навесы.


Предметы быта коми-пермяков

Предметы быта коми-пермяков

Экспозиция в музее

В быту используется различная деревянная посуда и утварь: резные и долбленые из дерева, плетеные из лозы и лыка. Особое место занимают утки-солонки, считающиеся символом семейного счастья. Широко применяются изделия из бересты: пестери, люльки, корзины для ягод и грибов, туеса.

Распространены также изделия из глины и металла. Среди предметов домашнего обихода еще несколько десятилетий назад преобладали изделия собственного производства. В XX веке в быт коми пермяков входят предметы электроники.


Занятия, промыслы и ремесла коми-пермяков

Ткацкий станок для половиков

Ткацкий станок

Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах — пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками.

До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами: натуральный характер хозяйства диктовал необходимость овладения навыками обработки природных материалов.

Современные коми-пермяцкие мастера не только сохраняют традиционные виды промыслов и ремесел, но и развивают новые.

Пяти мастерам округа в 2008—2009 гг. присвоено почетное звание «Народный мастер Пермского края».


Одежда коми-пермяков

Одежда коми-пермяков

Общий вид одежды

Традиционная коми-пермяцкая одежда изготовляется из тканей собственного производства: холста, пестряди и сукна. Женский костюм — это сарафанный комплекс, состоящий из рубахи (йöрнöс), сарафана (дубас), передника (запон), пояса (покромка) и головного убора (у южных коми-пермяков-  шамшура, у северных — в виде кокошника).

Мужской костюм состоит из рубахи-косоворогки (йöрнöс), которую носят поверх штанов (вешьян) и подпоясывают узким пояском (йи) или широким тканым поясом (кушак). В мужской костюм входят также меховые и суконные шапки или войлочные колпаки. Наиболее распространенной обувью коми-пермяков являются лапти из лыка и бересты (нинкбммез).


Кухня коми-пермяков

пистиковые пироги

Пистиковые пироги

Основу коми-пермяцкой кухни составляют хлебные изделия, мучные и крупяные блюда. Особо почитаются пельмени (пельняннез, пелиэз, пеляннэзя, ушкиэз). Название этого блюда связано с общепермскими словами «пель» (ухо) и «нянь» (хлеб): Изюминка национальной кухни — разнообразные блюда из сныти (пикан) и хвоща полевого (пистик).

Традиционным напитком коми-пермяков является квас (ырöш). По особым случаям готовили домашнее пиво (сур) и хмельную брагу, а к большим праздникам — самогон(ку рытва, аскур).


Язык коми-пермяков

Коми-пермяцкий язык фото

Книга на коми пермяцком

Коми-пермяцкий язык начал самостоятельно формироваться с XI века. Первые письменные памятники (словники, рукописные словари) на коми-пермяцком языке датируются XVIII веком.

Отличительными особенностями коми-пермяцкого языка являются наличие специфических звуков (ö, дз, дж, тш) и послелогов, разветвлённая падежная система (17 падежей). В составе коми-пермяцкого языка на территории округа выделяют 2 наречия: южное и северное. Основным отличием которых, является произношение слов начинающихся на букву «В». Например: на северном снег будет звучать «ЛЫМ», а на южном "ВЫМ"


Фольклор коми-пермяков

Искуство коми-премяков

Чуддэз

Мифы, предания, легенды, былинки, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки — вот далеко не полный перечень жанров коми-пермяцкого фольклора. Богатый эпос донес до нас предания о древнем населении края — чудском народе. Популярными героями эпоса являются богатыри: Кудым-Ош, Пера, братья Юкся, Пукся, Чадз и Бач. Большое распространение имеют былички о лешем, водяном, колдунах, банном и других чудах. С обработки фольклорных мотивов начиналось творчество основателей коми-пермяцкой литературы М. Лихачёва и А. Зубова.  Большую работу по сбору и переводу на русский язык выполнил В. Климов. На основе коми-пермяцких легенд снят мультфильм.


Верования обряды и праздники коми-пермяков

Проня ключ

Святой источник

Под влиянием православных и языческих традиций сформировался уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Одни из них повсеместно соблюдаются и в наши дни (Семик), другие сохранились в отдельных местах (обряд Быкобоя и день смены травы в с. Большая Коча, Зажинки в с. Архангельское), третьи используются фрагментарно (элементы старинного свадебного обряда), о четвертых известно лишь по воспоминаниям старожилов и архивным данным (обряды, связанные с культом предков, «старых»). Среди коми-пермяков сохранилось почитание священных деревьев, святых родников. До сих пор весьма распространены мифологические представления о духах природы и народе чудь,  лешем, водяном, домовом  и др.

Скачать презентацию на тему: Коми-пермяки 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *